Оперный фестиваль
в Экс-ан-Провансе
Редакция operasociety.moscow – о центральных событиях программы главного музыкального смотра Франции в 2020 году
Некоторые музыкальные обозреватели называют его «главным конкурентом» Зальцбургского, но мы позволим себе не согласиться. На самом деле оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе (или, лаконично, «Экс», среди любителей оперы) совершенно не похож на своего австрийского собрата – прежде всего, камерностью постановок, умением нарушать традиции, собственными артистическими единомышленниками, жаркой атмосферой юга Франции и выбором вина, наконец. Редакция operasociety.moscow проанализировала объявленную на днях программу фестиваля, проходящего с 30 июня по 18 июля 2020 года.
Фестиваль в Экс-ан-Провансе – один из самых прогрессивных. Уникальное погружение в мир оперы.
Закари Вулф, критик
«ТАК ПОСТУПАЮТ ВСЕ»
Центральное событие фестиваля. Удивительно, но Дмитрий Черняков, будучи одним из важнейших режиссёров мировой оперной сцены, до сих пор ожидает своего приглашения в Зальцбург; пока же готовимся к очередной его премьере в Эксе. В одной из главных партий – звезда прошлогоднего зальцбургского «Идоменея» Николь Шевалье.

Любопытно, что «Cosi fan tutti» станет копродукцией фестиваля с Московским музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко – очередная победа его директора Антона Гетьмана в борьбе за обновление приходящего в упадок оперного репертуара «Стасика».
«НЕВИННОСТЬ»
Рискнём поставить на второе место мировую премьеру новой, и по её собственному признанию, последней оперы Кайи Саариахо. Полные мелодичного гуманизма работы финского композитора – «Любовь издалека» (2000), «Только звук остаётся» (2016) – не только пережили свои премьеры и успешно ставятся в мире до сих пор, но и заполучили себе удивительной красоты постановки. Режиссером выступит фаворит европейских театралов Саймон Стоун; среди исполнителей оперы, написанной на девяти (!) языках, Магдалена Кожена, Анна Прохаска и Сандрин Пьо.
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Главный режиссёр берлинской Комише Опер Барри Коски что угодно превратит в балаган, но здесь у него будет особенно благодатная почва. «Пушкинская» опера Римского-Корсакова про Царя Додона (Дмитрий Ульянов) и Шемаханскую царицу (Сабин Девьей) открывает в Эксе целый цикл постановок великого русского композитора, до сих пор мало знакомого широкой западной публике. Дирижирует Азиз Шохакимов – молодой (1988 года) уроженец Узбекистана, собирающий в последние годы все возможные европейские премии в области музыки.
«КОРОНАЦИЯ ПОППЕИ»
Вряд ли какая очередная версия Монтеверди сравнится с роскошной «Коронацией» Яна Лауэрса, показанной в Зальцбурге два года назад. Тем не менее молодой американский режиссёр Тед Хафманн представит в Эксе новое прочтение этой барочной оперы. Во главе своего оркестра Capella Mediterranea встанет знаменитый дирижер-«историк» Леонардо Гарсия Аларкон; солируют сплошь юные имена – символический жест фестиваля по отношению к опере, которой в этом году исполняется 378 лет.
«ВОЦЦЕК»
Оперу из категории «трудных» отдали в руки Сэру Саймону Рэттлу, абсолютной величине по части дирижирования музыкой XX-го века, и английскому режиссеру Саймону Макберни (которого сайт фестиваля, не стесняясь, называет «гигантом театра»). «Воццек» писался Альбаном Бергом сразу после Первой мировой, в эпоху, когда в музыке шел тотальный слом прежде незыблемых идеалов, а в дезориентированной Европе укреплял позиции национал-социализм. И в 2020-м «Воццек», заслуженно признанный одной из вершин современного оперного искусства, может прозвучать острым комментарием происходящему в мире.

В главных партиях – немецкие суперзвезды Кристиан Герахер и Аня Кампе.
ВОПРОС:
Фестиваль продлится почти три недели. Когда лучше поехать, чтобы посмотреть основные премьеры?
ОТВЕТ:
В отличие от Зальцбурга, занимающего половину лета, фестиваль в Эксе очень компактный, и все главные премьеры пройдут в первые же дни. Начиная с «Воццека» во вторник, 30 июня, за пять дней можно не торопясь посмотреть основные спектакли. Для любителей же «оперного интенсива» советуем обратить внимание на период 13 – 15 июля, в который укладывается всё самое интересное.
ВОПРОС:
Когда и как лучше всего покупать билеты на фестивальные премьеры? Какие опции самые удобные?
ОТВЕТ:
Через официальный сайт фестиваля. Прямо сейчас там идет продажа абонементов – абонемент вы получаете, если хотите купить билет на три и более представления (из них как минимум две оперы). Абонемент выгоден тем, что позволяет выбрать лучшие места, а билеты по ним продаются со скидкой от 10 до 20 процентов. В свободную продажу оставшиеся билеты поступят 3 февраля.
ВОПРОС:
Есть ли возможность поподробнее узнать о фестивале и его программе?
ОТВЕТ:
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко 6 февраля в 16.00 часов проведет презентацию программы фестиваля. «Стасик» связывает с Эксом давняя плодотворная дружба: в этом сезоне в Москве показывают «Похождения повесы» – копродукцию театра с фестивалем, и ожидается, что моцартовские «Так поступают все» Дмитрия Чернякова – одна их главных премьер Экса в этом сезоне – в ближайшие годы тоже перекочует в репертуар театра.
Основная фестивальная площадка – территория бывшего епископского дворца Théâtre de l'Archevêché под открытым небом © OT Aix-en-Provence
Не только музыка
Экс-ан-Прованс и его окрестности знамениты не только своим оперным фестивалем. Вот четыре дополнительные причины поехать в Экс этим летом:
Made on
Tilda