«Cамым большим страхом Рихарда Штрауса как дирижера было угораздить в яму музыкальной какофонии и потерять контроль над оркестром», с ходу заявляет прессе
Франц Вельзер-Мест по завершению генерального прогона
«Электры» –– первой премьеры юбилейного, сотого Зальцбургского фестиваля, запланированной на 1 августа 2020 года. Партитура этой оперы требует исключительной дисциплины от музыкантов, иначе гений композитора мгновенно может обернуться безумным шумом, считает дирижер. Музыка «Электры» знаменита не только богатством деталей, но своими огромными скоростями: известно, что Караян придерживался мнения, что эту оперу лучше не исполнять пожилым музыкантам, «уж точно не после 60 лет. Кажется, я еще должен уложиться в дедлайн», смеется Вельзер-Мест, который отметит свое шестидесятилетие через несколько недель в Зальцбурге.
Российское Общество друзей Зальцбургского фестиваля увидит оперу в постановке
Кшиштофа Варликовского 21 августа в рамках сокращенной юбилейной программы. Опера вернется в фестивальный репертуар в следующем году, когда Зальцбург
планирует отпраздновать столетний юбилей в полном масштабе.
И дирижер, и режиссер в один голос заявляют об исполнительнице партии Электры, литовской сопрано
Аушрине Стундите, как главной удаче вокального каста оперы. «Аушрине не типичная «стальноголосая» Электра, которую традиционно ожидает европейская публика. Ее Электра –– хрупкая, детсковатая, легко ранимая женщина, комплексный персонаж вместо непоколебимой мстительной фурии, какой эту античную героиню обычно изображают на оперной сцене», говорит Вельзер-Мест. Для дирижера было настоящим откровением, насколько высокоинтеллектуальным оказался подход Штундите к этому непростому персонажу: «От репетиции к репетиции она выявляла на сцене новые грани и оттенки, которых я даже и не мечтал увидеть. Звучит парадоксально, но это вполне классический подход к роли, ведь и сам Штраус писал музыку, полную подтекстов и скрытых мотивов. Аушрине мгновенно почувствовала эту необходимость «заглянуть глубже».
Венский филармонический оркестр выступает здесь в качестве идеального союзника музыкальному материалу: кажется, мало какой из современных оркестров может добиваться такого экстремального звучания и на протяжении всех двух часов удерживать штраусовские темпы «между ледяными пустошами и обжигающим пламенем» безумия главной героини оперы, считает австрийский дирижер.