ЗАЛЦЬБУРГ – 2020
Хэппи-энд для Электры
Кштштоф Варликовский и Франц Вельзер-Мест о предстоящей премьере «Электры» на Зальцбургском фестивале – 2020
«Cамым большим страхом Рихарда Штрауса как дирижера было угораздить в яму музыкальной какофонии и потерять контроль над оркестром», с ходу заявляет прессе Франц Вельзер-Мест по завершению генерального прогона «Электры» –– первой премьеры юбилейного, сотого Зальцбургского фестиваля, запланированной на 1 августа 2020 года. Партитура этой оперы требует исключительной дисциплины от музыкантов, иначе гений композитора мгновенно может обернуться безумным шумом, считает дирижер. Музыка «Электры» знаменита не только богатством деталей, но своими огромными скоростями: известно, что Караян придерживался мнения, что эту оперу лучше не исполнять пожилым музыкантам, «уж точно не после 60 лет. Кажется, я еще должен уложиться в дедлайн», смеется Вельзер-Мест, который отметит свое шестидесятилетие через несколько недель в Зальцбурге.

Российское Общество друзей Зальцбургского фестиваля увидит оперу в постановке Кшиштофа Варликовского 21 августа в рамках сокращенной юбилейной программы. Опера вернется в фестивальный репертуар в следующем году, когда Зальцбург планирует отпраздновать столетний юбилей в полном масштабе.

И дирижер, и режиссер в один голос заявляют об исполнительнице партии Электры, литовской сопрано Аушрине Стундите, как главной удаче вокального каста оперы. «Аушрине не типичная «стальноголосая» Электра, которую традиционно ожидает европейская публика. Ее Электра –– хрупкая, детсковатая, легко ранимая женщина, комплексный персонаж вместо непоколебимой мстительной фурии, какой эту античную героиню обычно изображают на оперной сцене», говорит Вельзер-Мест. Для дирижера было настоящим откровением, насколько высокоинтеллектуальным оказался подход Штундите к этому непростому персонажу: «От репетиции к репетиции она выявляла на сцене новые грани и оттенки, которых я даже и не мечтал увидеть. Звучит парадоксально, но это вполне классический подход к роли, ведь и сам Штраус писал музыку, полную подтекстов и скрытых мотивов. Аушрине мгновенно почувствовала эту необходимость «заглянуть глубже».

Венский филармонический оркестр выступает здесь в качестве идеального союзника музыкальному материалу: кажется, мало какой из современных оркестров может добиваться такого экстремального звучания и на протяжении всех двух часов удерживать штраусовские темпы «между ледяными пустошами и обжигающим пламенем» безумия главной героини оперы, считает австрийский дирижер.
Сцена из оперы «Электра», реж. Кшиштоф Варликовский
// © Bernd Uhlig, Salzburger Festspiele
Для Варликовского музыка Штрауса стоит особняком, прежде всего, благодаря обманчивости текста, равно как и той страстности, с которой музыкальный рисунок композитора объединяется с либретто фон Гофмансталя, сдобрившего древнегреческий миф хорошей порцией психоанализа. Особую роль в версии Гофмансталя играют воспоминания, так как главный персонаж большую часть времени пребывает в состоянии полуреальности, в которой нет четкой грани между прошлым и настоящим, отмечает Варликовский. По словам режиссера, публика столкнется с основными героями его «Электры» еще до того, как они выйдут на сцену –– для этого Варликовским был специально написан небольшой пролог, предваряющий оперу. Штраус и Гофмансталь бросают зрителя в самое пекло интриг рода Атридов со всеми его хитросплетениями; в зальцбургской версии «Электры» опера обзаведется предысторией, с тем чтобы еще раз напомнить зрителю о природе мстительной ярости главной героини.

Варликовский призывает зрителя не стереотипизировать героиню оперы. «Да, на первые взгляд ее чувства монолитны, она предстает перед нами мужеподобным, неприступным персонажем, но под этим панцирем я вижу исключительно женственное, страшно уязвимое существо», говорит режиссер. Ее полная противоположность –– сестра Хрисофемида, которую в Зальцбурге исполнит Асмик Григорян –– полный жизни, смирения и «нормальности» персонаж. И, наконец, третья женщина в центре этого оперного «идеального шторма» –– их мать Клитемнестра, чьи мысли полностью подчинены неминуемой близости смерти. В партии Клитемнестры –– знаменитая меццо-сопрано из берлинской Комише Опер Таня Ариане Баумгартнер.
Кшиштоф Варликовский // © Anne Zeuner
«Неимоверно впечатляет то, как виртуозно Кшиштоф выстраивает на сцене отношения этих психологически изувеченных персонажей», говорит о своем режиссере Вельзер-Мест. Словно вспышки, на сцене разыгрываются яркие, светлые эпизоды из прошлых жизней героинь, и перед зрителем предстает тончайшая динамика одной семьи, неизбежно скатывающейся в черный хаос ненависти, возмездия и убийств.

Для дирижера «Электра» станет 83-ей оперной премьерой за карьеру, но по собственному признанию, постановки для Зальцбурга –– самые счастливые, так как «только здесь музыканты могут позволить себе неделями работать над произведением, добиваясь максимального творческого результата».

Что до Варликовского, то, как ни парадоксально, в истории Электры ему в каком-то смысле видится хэппи-энд. Цель детей Агамемнона достигнута, возмездие совершено, пусть дворец и захлебнулся кровью. Пожираемый безумием Орест объявлен невиновным, миссия Электры выполнена, вслед за прощением грехов стартует новая эпоха, в которой человечеству будет дан еще один шанс.
Франц Вельзер-Мест // © Anne Zeuner
Made on
Tilda