Con tempo:
в ногу со временем
Дмитрий Ренанский о «Русской музыке 2.0»
Представьте себе ситуацию: вы приходите в кинотеатр, и вместо последних премьер с изумлением обнаруживаете в его афише фильмы, снятые тридцать, сорок, шестьдесят лет назад. Представили? А вот российская музыкальная сцена, как ни печально, выглядит ровно таким «кинотеатром повторного фильма»: по ведомству современной музыки в наших оперных театрах и концертных залах в основном проходят произведения, написанные еще в середине ХХ века.
Всякий, кто хотя бы раз бывал на статусных европейских музыкальных фестивалях — хотя бы в том же Зальцбурге или Экс-ан-Провансе — хорошо знает: их репертуар будет как минимум на четверть состоять из мировых премьер сочинений наших современников. У нас же крупные музыкальные институты ориентированы в основном на воспроизводство традиции — и словно бы вопреки этому к началу 2020-х в России работает одновременно сразу несколько поколений выдающихся композиторов. Они пишут очень разную музыку, они принадлежат к очень разным творческим течениям, они двигают русскую культуру вперед. Именно они станут главными героями «Русской музыки 2.0».
Мотор «Русской музыки 2.0» — международный экспертный совет: в него вошли три композитора с мировым именем — профессор Гаагской консерватории Яннис Кириакидес (Нидерланды), лауреат «Золотой маски» Сергей Невский (Берлин/Москва) и профессор Гарвардского университета Хая Черновин (США/Израиль), а также ведущие российские эксперты в области музыки – обозреватель Издательского дома «Коммерсантъ» Юлия Бедерова, директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова, музыкальный и театральный критик Дмитрий Ренанский и дирижер Филипп Чижевский.
Экспертный совет определяет композиторов-лауреатов, которые получают денежные гранты на создание новых музыкальных произведений, написанных специально для «Русской музыки 2.0». В конце 2020 года они будут впервые исполнены в Москве на фестивале двумя ведущими российскими коллективами, специализирующимися на репертуаре ХХ—XXI веков, — Московским ансамблем современной музыки (МАСМ) и ансамблем Questa Musica. О программе этого фестиваля мы расскажем уже в начале осени.

А теперь — самый ответственный момент: мы представляем вам наших первых лауреатов.
В статье использованы фотографии: обложка и иллюстрации @ Aksenov Family Foundation, Марк Булошников @ Театр Вера, Дмитрий Бурцев @ syg.ma, Олег Гудачев @ meloman.ru, Дарья Звездина @ iscm.org, Даниил Пильчен @ rep.ru, Марина Полеухина @ Anna van Kooij, Алексей Сысоев @ Электротеатр «Станиславский», Борис Филановский @ Электротеатр «Станиславский», Александр Хубеев @ meyerhold.ru // В случае обнаружения неточности просим связаться с нами: sf@aksenovff.com
Made on
Tilda