Три «Саломеи»
Опера Нидерландов показала «Саломею» Рихарда Штрауса в кровавой версии Иво ван Хове. Хороший повод сравнить с культовым зальцбургским спектаклем Ромео Кастеллуччи.
Готовность, с которой мировые театры открыли свои архивы – кажется, единственный плюс от случившейся коронавирусной катастрофы. Национальная опера Нидерландов не стала исключением: в Сети (только до 14 июня!) появилась кровавая «Саломея» в постановке знаменитого Иво ван Хове с шведской сопрано Малин Бистрем в главной роли. Спектакль, про который оперный обозреватель The Financial Times написала коротко: «Если вам придется увидеть только одну «Саломею» в жизни – посмотрите эту».
Саломея // Национальная опера Нидерландов, 2017
...утверждение критика, едва ли приемлемое для оперных фанатов. Ведь ровно через год после амстердамской премьеры ван Хове в Зальцбурге прогремела «Саломея» Ромео Кастеллуччи с взрывной Асмик Григорян. Забавный факт: внезапно заболевшую Григорян на одном из зальцбургских спектаклей заменила именно Малин Бистрем, сумевшая за считанные часы прилететь из Гетеборга и отрепетировать невообразимую постановку Кастеллуччи – случай, когда даже разовая замена становится карьерной вехой.
Саломея // Зальцбургский фестиваль, 2018
А вот в России «Саломея» – редкий гастролер. То ли из-за мучительно сложной центральной партии, то ли непривычный и даже пугающий для отечественного зрителя музыкальный натурализм тому виной (как не вспомнить вековой давности ремарку Мари Виттих, выбранной композитором на роль Саломеи: «Я не буду это петь, герр Штраус, я приличная женщина»). Любопытная версия поставлена в Новой опере режиссером Екатериной Одеговой («Золотая маска» за работу художника для Этель Иошпа). Именно в этом спектакле в январе 2020 года выступила Елена Стихина – одна из немногих российских певиц мирового уровня с партией Саломеи в активном «запасе». Других значительных голосов эта роль в ближайшие годы в России, кажется, не увидит: буквально на днях Анна Нетребко заявила об отказе петь «Саломею» в широко анонсированной премьере Большого/Метрополитен-опера сезона 2021/22, сославшись на «неподходящесть» партии ее репертуару.
Саломея // Новая опера, 2015
Made on
Tilda