Вена в предстоящем сезоне – под самым пристальным взглядом любителей оперы. Главная сцена австрийской столицы – Венская государственная опера – меняет руководство: на смену уходящему в Ла-Скала Доминику Майеру приходит
Богдан Рошич, бывший руководитель Sony Music Classical. Для Венской оперы приглашение Рошича звучит как эксперимент: театр, прозванный за свой застаревший репертуар «музеем имени Отто Шенка» (в честь 89-летнего патриарха австрийской режиссуры, известного своими в высшей степени консервативными постановками), старательно пытается стряхнуть с себя славу прибежища помпезности и оперного традиционализма и развернуться лицом к молодой аудитории. Рошич, хорошо зарекомендовавший себя смелыми решениями в классическом дивизионе Sony (рискованная идея привлечь малоизвестный пермский коллектив musicAeterna и Теодора Курентзиса для записи трилогии Моцарта – Да Понте, обернувшаяся настоящим фурором в мире классической музыки, принадлежит именно ему), в своем статусе оперного аутсайдера как нельзя подходит для этой цели.
Тем не менее, дебютный сезон нового венского интенданта,
заявленный им в последние апрельские выходные, производит смешанное впечатление. С одной стороны, программа пестрит самыми актуальными именами из мира оперной режиссуры.
Дмитрий Черняков, Саймон Стоун, Франк Касторф, Кирилл Серебренников, Барри Коски, Каликсто Бьето – Венская опера никогда не ассоциировалась с режиссерским театром, так что разворот от «декоративно-прикладных» постановок в направлении интеллектуальной оперы не может не обрадовать.
С другой стороны, из десяти (!) объявленных на 2020-2021 гг. премьер только три – по-настоящему новые (
«Парсифаль» Серебренникова, моцартовский зингшпиль «Похищение из сераля» Ханса Нойенфельса, а также «Преданное море» композитора Хенце в постановке штутгартских экспериментаторов Вилера/Морабито). Остальные семь – хорошо знакомые и в разной степени любимые зрителями спектакли, импортированные Рошичем из театров со всего света, от Нью-Йорка до Москвы.
Несколько разочаровывает и отсутствие в программе имени
Теодора Курентзиса, ранее широко разрекламированного новым интендантом в качестве одного из приглашенных дирижеров Венской оперы. «Эта любовь пока не расцвела», так
объяснил Богдан Рошич неслучившееся сотрудничество между Венским филармоническим оркестром и «своенравным маэстро». Зато сразу в пяти центральных спектаклях сезона будет задействован
Филипп Жордан, новый генеральмузикдиректор Вены, только что завершивший руководство оркестром Парижской национальной оперы.
Редакция operasociety.moscow остановила свой выбор на семи премьерах, ради которых стоит наведаться в Вену в предстоящем театральном сезоне.