новый сезон
Вена 2020/2021
Вена в предстоящем сезоне – под самым пристальным взглядом любителей оперы. Главная сцена австрийской столицы – Венская государственная опера – меняет руководство: на смену уходящему в Ла-Скала Доминику Майеру приходит Богдан Рошич, бывший руководитель Sony Music Classical. Для Венской оперы приглашение Рошича звучит как эксперимент: театр, прозванный за свой застаревший репертуар «музеем имени Отто Шенка» (в честь 89-летнего патриарха австрийской режиссуры, известного своими в высшей степени консервативными постановками), старательно пытается стряхнуть с себя славу прибежища помпезности и оперного традиционализма и развернуться лицом к молодой аудитории. Рошич, хорошо зарекомендовавший себя смелыми решениями в классическом дивизионе Sony (рискованная идея привлечь малоизвестный пермский коллектив musicAeterna и Теодора Курентзиса для записи трилогии Моцарта – Да Понте, обернувшаяся настоящим фурором в мире классической музыки, принадлежит именно ему), в своем статусе оперного аутсайдера как нельзя подходит для этой цели.

Тем не менее, дебютный сезон нового венского интенданта, заявленный им в последние апрельские выходные, производит смешанное впечатление. С одной стороны, программа пестрит самыми актуальными именами из мира оперной режиссуры. Дмитрий Черняков, Саймон Стоун, Франк Касторф, Кирилл Серебренников, Барри Коски, Каликсто Бьето – Венская опера никогда не ассоциировалась с режиссерским театром, так что разворот от «декоративно-прикладных» постановок в направлении интеллектуальной оперы не может не обрадовать.

С другой стороны, из десяти (!) объявленных на 2020-2021 гг. премьер только три – по-настоящему новые («Парсифаль» Серебренникова, моцартовский зингшпиль «Похищение из сераля» Ханса Нойенфельса, а также «Преданное море» композитора Хенце в постановке штутгартских экспериментаторов Вилера/Морабито). Остальные семь – хорошо знакомые и в разной степени любимые зрителями спектакли, импортированные Рошичем из театров со всего света, от Нью-Йорка до Москвы.

Несколько разочаровывает и отсутствие в программе имени Теодора Курентзиса, ранее широко разрекламированного новым интендантом в качестве одного из приглашенных дирижеров Венской оперы. «Эта любовь пока не расцвела», так объяснил Богдан Рошич неслучившееся сотрудничество между Венским филармоническим оркестром и «своенравным маэстро». Зато сразу в пяти центральных спектаклях сезона будет задействован Филипп Жордан, новый генеральмузикдиректор Вены, только что завершивший руководство оркестром Парижской национальной оперы.

Редакция operasociety.moscow остановила свой выбор на семи премьерах, ради которых стоит наведаться в Вену в предстоящем театральном сезоне.
«Мадам Баттерфляй»
Одной из таких «старых новых» премьер и откроется предстоящий оперный сезон в Вене. «Мадам Баттерфляй», поставленная в Нью-Йорке полтора десятка лет назад «оскаровским» лауреатом Энтони Мингеллой («Английский пациент», «Холодная гора») – редкий случай, когда спектакль будет создаваться без режиссера (Мингелла умер в 2008-м). В отсутствие оригинального режиссерского слова за wow-фактор будут отвечать невероятной красоты сценография и сопрано Асмик Григорян. // С 07 сентября 2020 г.
«Евгений Онегин»
Нашлось что предложить Вене и москвичам: блестящая версия «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Чернякова шла в Большом театре с 2006 года (театр уже успел заменить ее на никудышную версию режиссера Арье, с гусями и медведями на сцене). Каст второстепенных партий (Анна Горячова и Богдан Волков в ролях Ольги и Ленского) выглядит даже привлекательнее главных. // С 25 октября 2020 г.
«Травиата»
Прозванная обозревателем The Financial Times «Твиттер-Травиатой», бессмертная история вердиевской куртизанки окончательно закрепила год назад за Саймоном Стоуном статус главного мейнстрим-режиссера европейской оперы. Очередной импорт, на этот раз из Парижа, с звездным составом (Претти Йенде, Игорь Головатенко) и живой дойной коровой в качестве единственной подружки звезды «инстаграма» Виолетты Валери. // С 04 марта 2021 г.
«Парсифаль»
Главное событие сезона Венской оперы 20/21 – и единственная оригинальная премьера в нашем списке. Имена Йонаса Кауфманна, Людовика Тезье и Элины Гаранча (эти трое переедут в Вену прямиком из суперзвездной «Аиды» в Париже) будут отвечать за хороший бокс-офис, а Кирилл Серебренников позаботится о внимании мировой прессы. У российского режиссера на предстоящий театральный год заявлен только этот спектакль (в июне в Комише Опер Берлин должна была состояться его премьера «Похождений Повесы», но у коронавируса на лето оказались другие планы), так что интерес к венскому «Парсифалю» будет особенно высоким. // С 01 апреля 2021 г.
«Фауст»
Франк Касторф, заслуженно причисляемый к одному из столпов современного драматического театра Европы, с оперным жанром в сложных отношениях. Недавняя его премьера «Силы Судьбы» заставила даже повидавшую виды берлинскую публику вопить из зала «Верди! Верди! Верди!» в ответ на вольности, допущенные режиссером по отношению к классическому материалу. Ну что ж, тем интереснее зрительский опыт, скажем мы. «Фауст» в версии Касторфа уже знаком театралам (это ко-продукция Вены с Оперой Штутгарта), и в свое время был принят критиками и зрителями с гораздо большим энтузиазмом. // С 23 апреля 2021 г.
«Коронация Поппеи»
Неописуемой красоты постановка бельгийского хореографа Яна Лауэрса, сделанная им для Зальцбургского фестиваля 2018 года – настоящий сюрприз венской программы. Два года назад в Зальцбурге восторженные зрители жаловались редакции operasociety, что показать такой спектакль фестивальной публике и навсегда убрать его со сцены было бы настоящим преступлением; Богдан Рошич явно оказался того же мнения и быстро «перекупил» «Коронацию Поппеи» в Вену. Аплодируем такому решению. // С 22 мая 2021 г.
«Макбет»
Не обойдется Венская опера и без Анны Нетребко. Краснодарская суперсопрано исполнит здесь в следующем сезоне две свои самые актуальные партии – Флории Тоска и Леди Макбет. Последняя будет сыграна в «Макбете» в новой версии берлинского хулигана Барри Коски (опять «импорт», на этот раз из Цюриха). Остается надеяться, что г-жа Нетребко, часто и громко озвучивающая свою нелюбовь к «режиссерскому театру», достаточно подготовится к святотатствам, регулярно устраиваемым Коски в оперных домах Европы. // С 14 июня 2021 г.
Made on
Tilda