возвращение музыки
Хладнокровный подход к процессу планирования фестиваля, взятый Зальцбургом на вооружение с самого старта карантина, оправдал себя. Юбилейному смотру – быть, сообщают в директорате фестиваля. Рассказываем, как все случилось.
Утром 25 мая друзья Зальцбургского фестиваля обнаружили в своих электронных ящиках письмо от его руководства с долгожданным «Фестивалю – быть!». Да, с новой программой и по укороченному графику – последствия пандемии не могли не вмешаться в планы главного музыкального смотра планеты. И тем не менее, музыка наконец-то возвращается в единственно идеальной форме своего существования – форме живого исполнения, и такие новости не могут не вдохновлять.

Решению проводить юбилейный фестиваль предшествовали месяцы слухов и катастрофических новостей из театров со всего мира. Оперные сезоны были повсеместно аннулированы до осени, один за другим отменялись крупнейшие летние фестивали – Люцерн, Байройт, Экс-ан-Прованс, Авиньон. В начале апреля прозвенели тревожные звоночки и в Зальцбурге: дирекция вместе с Чечилией Бартоли была вынуждена отменить и свой мини-фестиваль на Троицу.

Тем не менее, всё это непростое время фестиваль придерживался строгого поэтапного плана подготовки летнего юбилея, который позволял отодвинуть окончательное решение до 30 мая, ввиду необходимости начинать репетиции не позднее середины июня – значительный запас времени для того, чтобы точно оценить обстановку и шансы на ее улучшение. Рациональный подход австрийцев оправдал себя: фестиваль пройдет с 1 по 30 августа, подготовка к нему идет полным ходом.
Зальцбургский фестиваль был создан как безрассудно смелый проект против кризиса во времена великих трудностей. И сегодня пандемия коронавируса оказалась для нашего общества самым большим вызовом со времен Второй мировой войны. Никогда еще культурная жизнь демократических стран в мирное время не была так резко ограничена.
Хельга Рабль-Штадлер
президент Зальцбургского фестиваля
Принятие этого трудного решения сопровождали несколько недель политической турбулентности, захватившей всю культурную сферу Австрии. Статс-секретарь по делам культуры Ульрике Луначек, назначенная менее полугода назад, с самого начала противовирусных ограничительных мер заняла выжидательную позицию, оставив без конкретных ответов призывы ведущих культурных деятелей страны о будущем плане действий по выходу из кризиса. Мгновенно получившая в местной прессе обидное прозвище «Luna Checkt's Nicht» (дословно «Луначек не врубается»), под давлением общественности секретарь была вынуждена 15 мая объявить о своей отставке.

Буквально через час после новостей об отставке главного культурного чиновника страны последовало выступление австрийского правительства о поэтапном снятии ограничений для культурных институций: мероприятия до 100 участников (а, значит, и театральные репетиции) разрешаются с 29 мая, с 1 июля откроются кинотеатры и будет позволено проведение публичных собраний до 250 человек, а с 1 августа в Австрии при соблюдении ряда условий станет возможной организация мероприятий с участием до 1000 человек. Стало очевидно, что при условии определенных программных модификаций фестиваль состоится.
Слева направо: исполнительный директор Лукас Крепац, президент Хельга Рабль-Штадлер, интендант Маркус Хинтерхойзер, губернатор земли Зальцбурга Вилфрид Хаслауэр
Модификации уже объявлены, и они довольно серьезные. Четыре недели вместо традиционных полутора месяцев. Девяносто представлений вместо двухсот, заявленных изначально. Из 235 000 билетов проданы 180 000 – они аннулированы, а средства за них (почти 25 млн. евро) фестиваль будет вынужден вернуть. Вместо них в продажу поступит только 70 000 новых билетов, распространяться они будут в первую очередь среди друзей фестиваля и постоянных зрителей.

Радикально пересмотрена и программа. Из соображений безопасности в ней останутся только те мероприятия, организация которых возможна без антрактов, и только при определенной рассадке зрителей. Масштабные постановки, вроде «Дона Жуана» с Курентзисом и Кастеллуччи, или «Бориса Годунова» Кристофа Лоя, «переедут» в программу будущих зальцбургских сезонов.
Трудно описать словами, насколько это болезненный для меня сейчас процесс – сообщать об отмене выступлений стольким музыкантам, с которыми мы планировали самые невероятные проекты для юбилейного сезона. И тем не менее, огромная радость – после всех переживаний получить возможность провести фестиваль. Пусть это станет мощным сигналом для мировой культуры в это странное, трудное время.
Маркус Хинтерхойзер
Интендант Зальцбургского фестиваля
Подробности нового фестивального плана будут представлены Маркусом Хинтерхойзером не позднее 5 июня, после чего совместно с фестивалем мы сформируем обновленную программу для Российского Общества и сообщим друзьям о предстоящих изменениях. Очевидно, что успешное проведение программы по-прежнему зависит от целого ряда факторов (не в последнюю очередь, от решения российского правительства в отношении авиасообщения с Европой). И тем не менее, радуют первые признаки того, что музыка и культура в целом постепенно преодолевают свой самый тяжелый за многие десятилетия кризис – и Зальцбургский фестиваль ярчайший тому пример.
Made on
Tilda