Зальцбургский фестиваль празднует 100-летний юбилей
Были объявлены планы юбилейного, 100-го Зальцбургского фестиваля, который пройдет с 18 июля по 30 августа 2020 года. Владимир Кобзев проанализировал богатую на премьеры и присутствие российских артистов программу этого беспрецедентного музыкального события, презентация которого состоится в Москве меньше чем через две недели.
В юбилейный, 100-й, раз откроется будущим летом Зальцбургский фестиваль, крупнейший и самый авторитетный музыкальный форум мира. Программа, составленная интендантом Маркусом Хинтерхойзером, пройдет с 18 июля по 30 августа 2020 года. В общей сложности 221 представление – рекордное количество концертов, оперных и драматических спектаклей – будет представлено любителям музыки со всего мира.

Сразу несколько тем станут определяющими для программы-2020, отметил на презентации г-н Хинтерхойзер: сообщество и сообщность, соотношение личного и коллективного, радикальный индивидуализм и, наконец, идея общества, объединившегося ради необходимости изменить мир.
В наш юбилейный год мы ставим целью раздвинуть границы человеческой рефлексии. Поэтому в программе-2020 будет много масштабных, сильных и очень рискованных музыкальных высказываний.
Маркус Хинтерхойзер
интендант Зальцбургского фестиваля
Традиционно оперная программа фестиваля открывается Моцартом, однако в свой вековой юбилей Зальцбург решил отступить от традиций и сперва представить зрителям премьеру «Электры» Рихарда Штрауса. Именно эта опера более ста лет назад сыграла определяющую роль в судьбах троих основателей фестиваля – Штрауса, Хуго фон Гофмансталя и Макса Рейнхардта. В 2020-м ее поставит Кшиштоф Варликовски, один из ведущих европейских театральных режиссеров, создатель уникального визуального языка для современной оперы, с большим успехом дебютировавший на позапрошлом фестивале с «Бассаридами» Ханса Вернера Хенце.

Главные роли в «Электре», традиционно считающейся одной из самых сложных для женских голосов, отданы двум прибалтийским суперзвездам – Аушрине Стундите (Электра) и Асмик Григорян (Хрисофемида). За дирижерским пультом встанет Франц Вельзер-Мест, крупнейший специалист в области исполнения Штрауса.




В качестве иллюстраций фестивальной программы-2020 были выбраны работы Ман Рэя, популярного французского и американского сюрреалиста.

На фото: Man Ray, Noire et Blanche, 1926
© Man Ray 2015 Trust/ADAGP — Bildrecht, Wien — 2019
Второй громкой премьерой программы-2020 обещает стать постановка моцартовского «Дон Жуана» итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи, собравшего в уходящем году все возможные музыкальные премии со своей версией «Саломеи», показанной на двух Зальцбургских фестивалях подряд. Теодор Курентзис снова встанет во главе оркестра и хора musicAeterna, возвращающихся в Зальцбург теперь уже в статусе независимого петербургского коллектива. Особое внимание публики будет приковано к Надежде Павловой в роли Донны Анны. Для пермской примадонны эта партия станет долгожданным зальцбургским дебютом.
© Alisa Calipso © Olya Runyova © Salzburger Festspiele / Anne Zeuner
Любопытно, что «Дон Жуан» стал в 1922-м году самой первой оперой, поставленной в Зальцбурге: до тех пор программа юного тогда фестиваля представляла собой лишь несколько драматических спектаклей по пьесам фон Гофмансталя.

Для тандема Кастеллуччи-Курентзис «Дон Жуан» станет первой совместной работой после пермской «Жанны на костре», получившей в России престижную «Золотую маску» в номинации «Лучшая опера». Любители современной европейской оперы мгновенно отнесут нового «Дон Жуана» Кастеллуччи к категории «рискованных» артистических высказываний, о которых говорит Хинтерхойзер: многие вспомнят последнее обращение режиссера к Моцарту – нашумевшую брюссельскую постановку «Волшебной флейты», с участием молокоотсосов, ожоговых пациентов и жертв слепоты.

Премьера «Дон Жуана» пройдет при поддержке российского V-A-C Foundation.

Сто лет – почувствуйте, как говорится, разницу. Летом 1920 года это был скромный набор из пары показов нравоучительного «Имярека» фон Гофмансталя. А сегодня Зальцбургский фестиваль – одно из самых грандиозных музыкальных явлений мирового культурного календаря. «Прошедшие сто лет стали невероятной историей. Но этот багаж не давит, он только вдохновляет», – говорит г-н Хинтерхойзер
The New York Times
В предыдущие годы программы фестиваля сопровождали иллюстрации таких художников, как Луиз Буржуа (2017), Сай Туомбли (2018), Йозеф Бойс (2019).

На фото: Man Ray, Butterflies, 1935
© Man Ray 2015 Trust /ADAGP — Bildrecht, Wien — 2019,
The J. Paul Getty Museum, Los Angeles
Настоящим пушечным выстрелом из «тяжелой русской артиллерии» обещает стать третья большая оперная премьера будущего года – «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (в редакции Дмитрия Шостаковича). Постановщиком станет ведущий немецкий режиссер Кристоф Лой ( зальцбургский «Ариодант» 2017 года), в качестве дирижера планируется Марисс Янсонс, традиционно тесно работающий на фестивале с русской оперой («Леди Макбет Мценского уезда» в 2017-м и «Пиковая дама» в 2018-м году). Вокальный состав – почти полностью российский: Ильдар Абдразаков, Дмитрий Ульянов, Агунда Кулаева, Богдан Волков, Дмитрий Головнин, Юлия Мазурова.

Спонсорами постановки выступили российский «Газпром» и его австрийский партнер по «Северному потоку-2» концерн OMV. Ожидается, что запланированная на 20 августа 2020 года премьера «Бориса Годунова» станет главным культурным событием для политического и делового бомонда двух стран. В сочетании с безжалостной субверсивностью режиссуры Лоя (достаточно вспомнить первые двадцать минут «Тангейзера», поставленного им в Амстердаме) премьера должна остаться в памяти высокого общества надолго.
Партия Флории Тоска для Анны Нетребко - новая: сопрано дебютировала с ней всего полтора года назад в Метрополитен-опера.
Фото: © Sara Krulwich/The New York Times
Поклонников вездесущего оперного double feature Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова несомненно привлечет новая постановка оперы Джакомо Пуччини «Тоска». «Новой», однако, назвать ее можно будет с натяжкой, так как официально премьера этой версии «Тоски» в постановке режиссера Михаэля Штурмингера прошла еще на Зальцбургском Пасхальном фестивале 2018 года (тогда, правда, без участия дивы и ее супруга). Имя Нетребко на афише, тем не менее, гарантирует бунты у билетных касс: та же The New York Times ранее назвала ее дебют в этой партии «сокрушительным».

Крайне редкое для себя заимствование «чужой» постановки фестиваль объяснил желанием объединить культурное пространство города. По этой же причине из январской «Mozartwoche» взята в программу премьера оратории «Мессия» Генделя в постановке знаменитого Роберта Уилсона, возвращающегося в Зальцбург после 25-летнего перерыва.
Столетие фестиваля стало для нас поводом вернуться к самым его истокам, к музыке, звучавшей здесь в самом начале – и одновременно взглянуть на следующий музыкальный век.
Хельга Рабль-Штадлер
президент Зальцбургского фестиваля
Афиша премьерного показа «Нетерпимости 1960» в Венеции, 1961 г.
Особое любопытство в оперной программе-2020 вызывает произведение под названием Intolleranza 1960, написанное по заказу Венецианской биеннале композитором Луиджи Ноно, одним из крупнейших музыкальных деятелей XX-го столетия. Опера, жанрово обозначенная Ноно как azione scenica («сценическое действо»), включает в себя тексты Маяковского, Сартра, Брехта, Элюара и других. Премьера «Нетерпимости 1960» в венецианском Театро Ла Фениче в 1961 году сопровождалась скандалами и массовыми протестами неофашистов. Для Зальцбурга Хинтерхойзером собрана уникальная творческая команда специалистов в области современного искусства: в качестве постановщика на фестиваль возвращается бельгийский хореограф Ян Лауэрс («Коронация Поппеи» 2018 года), за дирижерским пультом встанет Инго Метцмахер («Эдип» 2019 года), ведущую партию споет Шон Паниккар, с большим успехом исполнивший роль Дионисия в «Бассаридах» 2018 года.
В ближайшие дни мы составим эксклюзивную программу для Российского Общества друзей фестиваля, включающую в себя максимальное количество премьер, концертов и встреч с артистами, чтобы уже 28 ноября представить ее друзьям на фестивальной презентации в Москве.
Виктория Кондрашова
директор Aksenov Family Foundation
На фото: Man Ray, Long hair, 1929. © Man Ray 2015 Trust/ADAGP — Bildrecht, Wien — 2019, Foto: Telimage, Paris
Традиционно вернется в летнее расписание и основная опера Троицкого фестиваля Чечилии Бартоли«Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти. Режиссерами этой opera buffa выступят постоянные коллабораторы Бартоли – Моше Ляйзер и Патрис Корье, за плечами которых уже четыре спектакля для певицы, включая недавнюю «Итальянку в Алжире». Компанию легендарной La Bartoli на сцене составит популярный тенор Хавьер Камарена.

Несколько странным выглядит решение вернуть в репертуар-2020 уже знакомую фестивальной публике постановку «Волшебной флейты» режиссера Лидии Стейер. Фестиваль отмечает, что будет показана новая версия «Флейты», с новым вокальным составом и в новом месте (Дом Моцарта вместо Большого фестивального дворца), с 33-летней дебютанткой Джоанной Маллвиц за дирижерским пультом (вместо Константиноса Каридиса, обруганного критиками в 2018-м «за вялого Моцарта»).
Концертная программа фестиваля, стартующая уже 18 июля, может вызвать головокружение даже у подготовленных поклонников музыки. В юбилейный год чести открывать программу удостоилась молодой литовский дирижер Мирга Гражините-Тила с Бирмингемским симфоническим оркестром; среди солистов концерта-открытия – Елена Стихина.

Среди других заметных событий: пять отдельных программ Венского филармонического оркестра (с Риккардо Мути, Асмик Григорян, Элиной Гаранча, Густаво Дудамелем, Евгением Кисиным, Кристианом Тилеманном), концерты с участием дирижеров Филиппа Херревеге, Даниэля Баренбойма, Теодора Курентзиса, Кирилла Петренко, Лахава Шани, Кента Нагано, Зубина Меты, Сильвена Камбрелина, многочисленные рециталы и лидерабенды с участием Сони Йончевой, Сабин Девьель, Николь Шевалье, Игоря Левита, Аркадия Володося, Анне-Софи Муттер, Патриции Копачинской, Юлии Лежневой, Марты Аргерих, Марианн Кребасса, Даниила Трифонова и многих других.

Главным же хитом, как ожидается, станет новая концертная серия под названием Moments Musicaux: на пять летних вечеров публику пригласят в Моцартеум без намека на точные программу и исполнителя. Кто выйдет на сцену – Асмик Григорян, Теодор Курентзис, musicAeterna, Патриция Копачинская, Игорь Левит, Маркус Хинтерхойзер – и в какой комбинации – зритель узнает вместе с началом концерта-сюрприза.
Фото: © Nikita Chuntomov
Особую гордость Aksenov Family Foundation вызывает концерт, который пройдет в зальцбургской Коллегиенкирхе 23 июля: под церковными сводами выступит объединенный хоровой коллектив musicAeterna byzantina и musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Будет представлена программа Lux aeterna, впервые исполненная музыкантами в рамках viennacontemporary2019 в сентябре 2019 года. Выступление musicAeterna byzantina проходит при поддержке AFF.

Вот уже восьмой год Российское Общество друзей, созданное по инициативе Президента фестиваля Хельги Рабль-Штадлер и учредителя AFF Дмитрия Аксенова, оказывает Зальцбургскому фестивалю организационно-финансовую поддержку, благодаря которой становится возможным такое масштабное присутствие российских имен в фестивальной программе. Официальным оператором программы Российского Общества друзей является AFF.

Все пожертвования друзей и меценатов, собранные фондом в течение года, направляются в адрес фестиваля исключительно для этих целей.
Made on
Tilda