«Лучше не думать,
опустить голову и согнуть спину.
Жизнь более не стоит ни гроша,
все её счастливые моменты
оборачиваются горестями»

Премьера «Триптиха», написанного в разгар Первой мировой войны, состоялась в Нью-Йорке 14 декабря 1918 года. В период кризиса, когда под вопросом оказались все ценности современного общества, для Джакомо Пуччини «Божественная комедия» Данте стала ближайшей точкой отсчета, способной вернуть нравственно-этические ориентиры.

«Триптих» состоит из трех одноактных опер, никак на первый взгляд не связанных друг с другом. Однако при более глубоком изучении структуры повествования обнаруживается всеобъемлющая система координат. Находясь между раем и адом и бесконечной ситуацией ожидания, которая вечно обещает освобождение – чистилищем, три оперы изображают различные грани существования, индивидуальные судьбы из мира, который, кажется, не дает своим обитателям надежды. Темой, связывающей все произведения, являются общественные системы – от оперы к опере меняющие цвет и форму – в которых люди оказываются зажаты, словно в ловушке. Жернова несвободы, перемалывающие и выплевывающие людей без разбора.

Игривое веселье «Джанни Скикки» сопровождается раскатами беспрерывного, утробного хохота – такого, который можно услышать только в аду. Мы находимся во Флоренции, в доме Буозо Донати, только что отошедшего в мир иной. Когда завещание старика найдено, его родственники, аристократы-дегенераты, обнаруживают, что их полностью лишили наследства. Поборов в себе первоначальную неприязнь, они вверяют свою судьбу в руки хитроумного чужака Джанни Скикки. Скикки проворачивает махинацию с завещанием, безжалостно обращая ситуацию в свою пользу – не зря этот персонаж ураганом проносится по «Аду» Данте, подобно зловещему полтергейсту. Не раздумывая, Джанни Скикки разрушает систему, ломая табу, не считаясь ни с жизнью, ни со смертью, снова и снова обманывает охотников за наследством – всё в духе черной комедии. Дочь Скикки, Лауретта – молодая девушка, не подозревающая о преступной деятельности, происходящей вокруг нее. Ее вместе с женихом Ринуччо, одним из семейства Донати, возможно, ждет лучшее будущее.

В «Плаще», пропахшем гнилостными миазмами реки Сены, мы попадаем в земное Чистилище. Пуччини переносит действие в современный ему Париж, наполняя город реалистичной атмосферой сименоновских романов, населенной трудягами-стивидорами, пьяницами и шлюхами. В этом удушающем своей безнадежностью воздухе зарождается любовный треугольник между Жоржеттой, ее мужем, владельцем баржи Микеле: и его стивидором Луиджи. Жоржетта – женщина с историей: она мать, потерявшая ребенка, чей брак находится на грани развала. Ее роман с Луиджи – возможность для нее на мгновение вырваться из мрачной повседневной жизни. Но Жоржетта разрывается между желанием спасти свой брак и стремлением начать новую жизнь. Ревнивый Микеле убивает ее любовника, положив конец любым мечтам о счастье. «Плащ» становится метафорой непроглядной тьмы человеческого бытия.

В «Сестре Анджелике» история сужается до трагической судьбы одного-единственного персонажа – молодой монахини Анджелики. Изгнанная в монастырь за проступок юности, она ведет безрадостное существование и ждет вестей о своем сыне, которого она не видела с момента его рождения. Узнав о преждевременной смерти ребенка, Анджелика решает покончить с жизнью. Кульминацией оперы становится длинный двадцатиминутный монолог, в котором Анджелика, будучи набожной католичкой, преодолевает свои сомнения и освобождается от чувства вины и раскаяния. В финале она, наконец, преодолевает всю свою боль и избавляется от мучений. С последними аккордами музыки Пуччини открывает ей дорогу в желанный Рай.

Текст: Ивонн Гебауэр
Made on
Tilda