Режиссер, художник по свету, костюмам, сцене
Одна из самых влиятельных фигур в современном европейском театре. Родился в 1960 году в итальянском городе Чезена (регион Эмилия-Романья). Изучал живопись и сценографию в Академии изящных искусств Болоньи. В 1981 году совместно с сестрой Клаудией Кастеллуччи и супругой Кьярой Гуиди основал театральный коллектив Socìetas Raffaello Sanzio. В рамках коллектива Кастеллуччи осуществил целый ряд театральных постановок, где одновременно выступил сценаристом, художником по сцене, костюмером и осветителем.
Кастеллуччи получил признание как художник, чья работа в театральном медиуме никогда не ограничивалась одним направлением, по принципу тотальности искусства для создания целостного, холистического эффекта от творчества. Он является автором целого ряда теоретических эссе о режиссуре,
основанных на его собственном профессиональном опыте. Его постановки отличаются драматической конструкцией, в которой литературная основа отходит на второй план, и театр предстает гибким, комплексным, богатым на образы существом.
С 2011 года начал работать над рядом проектов независимо от Socìetas Raffaello Sanzio. Постановки у Кастеллуччи регулярно заказывают самые престижные театральные площадки мира, оперные дома и международные фестивали. Среди только недавних работ художника — «О концепции лика Сына
Божьего» совместно со своим коллективом Socìetas Raffaello Sanzio (2011, «Парсифаль» Вагнера (2012), «Ресторан Четыре Сезона», также совместно с Socìetas Raffaello Sanzio (2012), «Гиперион: Письма Террориста» по Гёльдерлину (2013), «Орфей и Эвридика» Глюка (2014), Neither Мортона Фельдмана (2014), «Весна Священная» Игоря Стравинского (2015), «Моисей и Аарон» Шенберга в Парижской национальной опере (2016), «Тангейзер» на
сцене Баварской государственной оперы (2017), «Плот Медузы» Хенце в Национальной опере Нидерландов (2018), «Реквием» Моцарта на Фестивале в Экс-ан-Провансе (2019), «Волшебная флейта» Моцарта в Театре Ла Монне (2019).
Отдельного упоминания заслуживает постановка оратории «Жанна на костре» Артюра Онеггера, которую Кастеллуччи поставил для оперных театров Лиона и Перми. Российская премьера оратории состоялась в рамках Дягилевского фестиваля-2018 (Пермь) при участии дирижера Теодора Курентзиса, оркестра и хора musicAeterna, с Одри Бонне и Дени Лаваном в лавных ролях. «Жанна» снискала восторженные отзывы публики и критиков и удостоилась премии авторитетного оперного издания Opernwelt в номинации «Постановка года».
В 2005 году Кастеллуччи выступил в качестве руководителя театральной секции Биеннале в Венеции, а в 2008-м его назвали приглашенным режиссером 62-го Театрального фестиваля в Авиньоне, Франция.
Ромео Кастеллуччи является обладателем множества премий. В 2000-м ему была вручена Европейская театрльная премия с формулировкой «За новую театральную реальность». В 2002-м получил звание Кавалера Ордена Искусств и Литературы из рук министра культуры Франции. Венецианская биеннале 2013 года вручила Кастеллуччи «Золотого льва» — свою высшую
награду — за вклад в искусство. В 2014 году артист получил звание почетного доктора в музыке и театре от Университета города Болонья, а также номинацию на звание лучшего режиссера года по версии журнала Opernwelt.
Его режиссерский дебют на Зальцбургском фестивале с оперой «Саломея» (2018) произвел фурор среди зрителей и критиков; Кастеллуччи впоследствии был назван лучшим режиссером и лучшим художником-постановщиком по версии Opernwelt.
В планах режиссера на 2024/2025 сезон: барочное попурри «Слезы Эроса» в Амстердаме (ноябрь 2024) и оратория Stabat Mater Перголези в Женеве (май 2025) совместно с Барбарой Ханниган.
Фотография: © Nesher Artists Management