«Tanzt, tanzt, sonst sind wir verloren!» – «Танцуйте, танцуйте, иначе мы потеряны!» Сегодня эти слова великой
Пины Бауш внезапно обрастают новыми смыслами. Конечно, для оперы танец всегда имел особое значение. Несмотря на более древнее происхождение балет довольно долго считался не более чем симпатичным аккомпанементом для оперных антрактов, пока уставшая от пения аристократия могла утолить свой голод в еде и последних сплетнях. Прошло время, и танцевальные вставки в опере стали скорее архаизмом, нежели обязательным элементом. Оперы-балеты,
вроде «Галантных Индий» Рамо, перешли в разряд раритетов. Танец же как самостоятельная форма искусства по доступности, кажется, давно перегнал оперу.
И тем не менее, ничто не учащает пульс сегодняшних театралов так, как последние новости об очередном паломничестве
Анны Терезы де Кеерсмакер или
Саши Вальц в мир оперной режиссуры. Бауш, еще в 1970-х проторившая для современных хореографов дорожку в оперный жанр, вспомнится нам еще не раз: в нашей сегодняшней подборке «против самоизоляции» – самые яркие имена из мира современного танца. Кто-то уже успешно «переметнулся на темную сторону» большой оперы (Вальц), кому-то (Папаиоанну) это неминуемо предстоит.