Зальцбург – 100
Основатели. Хронология
Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь – два имени, неразрывно связанных со столетним юбилеем Зальцбургского фестиваля. Композитор и писатель, стоявшие у его истоков, в рамках юбилейного сезона будут представлены оперой «Электра», в свое время ставшей важной творческой вехой для обоих и впоследствии в течение семи сезонов входившей в репертуар фестиваля. Мы составили краткую историческую справку о зальцбургских «отцах-основателях».
1864
1864
Рихард Георг Штраус родился 11 июня в Мюнхене в семье Франца Штрауса, придворного валторниста, и его жены Жозефины.
1874
1874
Гуго фон Гофмансталь родился 1 февраля в Вене. Отец – банкир Гуго фон Гофмансталь, мать – Анна Мария Фолейтнер, дочь нотариуса.
1875 – 1894
1875 – 1894
Штраус изучает в Мюнхене теорию музыки, философию, историю искусства и эстетику. После окончания учебы и нескольких лет работы в Майнингене Штраус становится главным придворным капельмейстером в Веймаре, где в 1894 году случится премьера его первой оперы «Гунтрам», обернувшаяся провалом среди публики и критики.
1892
1892
Гофмансталь начинает изучать юриспруденцию в Венском университете.
1899
1899
Первая встреча Штрауса и Гофмансталя в Берлине. Между композитором и начинающим писателем завязывается интенсивная переписка, которая продлится многие годы.
1903
1903
Первый значительный успех Гофмансталя на литературном поприще –– одноактная трагедия «Электра». В переписке Штраус признается, что «с первых же слов, прозвучавших на сцене берлинского Кляйнес Театер, увидел гениальный текст для оперы».
1905
1905
9 декабря –– премьера оперы «Саломея» в Дрездене. Либретто написано Гофмансталем. После Штраус заявляет, что окончательно потерял интерес к «симфоническим поэмам». Выбор композитора отныне –– за жанром музыкальной драмы.
1906 – 1908
1906 – 1908
Совместная работа в Гармише над оперой «Электра». Поначалу Штраус сомневается, удастся ли написать музыку, отличную от «Саломеи». Гофмансталь убеждает композитора, что «Электра» станет самостоятельным, ни на что не похожим произведением.
1909
1909
25 января, Дрезден –– мировая премьера «Электры» оборачивается большим успехом. Дирижировал Эрнст фон Шух, заглавную партию исполнила Анни Крулль, партию Хрисофемиды –– Маргарете Симс, Клитемнестры –– Эрнестина Шуманн-Хайнк. В тот же год опера была поставлена на сценах Мюнхена, Берлина, Гамбурга, Вены и Милана. Затем «Электру» презентуют в Нью-Йорке, Лондоне, Будапеште, Праге и Брюсселе.
1911 – 1918
1911 – 1918
Плодотворное сотрудничество Штрауса и Гофмансталя продолжается. Одна за другой выходят оперы «Кавалер Розы», «Ариадна на Наксосе», пишется «Женщина без тени» (премьера состоится в 1919 г. в Вене). Гофмансталь с началом войны решает занять правительственную должность по вопросам культуры Австро-Венгрии. Карьера консервативного чиновника закончится глубоким разочарованием в политике вместе с падением династии Габсбургов.
1917
1917
Вместе с режиссером Максом Рейнхардтом Штраус и Гофмансталь принимают решение учредить Зальцбургский фестиваль. По словам Рейнхардта, Зальцбургу было «предопределено стать местом паломничества для множества людей, ищущих убежища от кровавых ужасов нашей эпохи и жаждущих спасения в великой силе искусства».
1920
1920
22 августа, Зальцбург, премьера драмы «Имярек» (Jedermann) Гофмансталя на городской Домплатц. Фестивалю дан старт, а «Имярек» с тех пор будет включаться в репертуар каждый сезон.
1929
1929
13 июля кончает жизнь самоубийством 26-летний сын Гофмансталя Франц. Гуго фон Гофмансталь умирает от инсульта через двое суток после гибели сына.
1933
1933
Премьера «Арабеллы» – последней совместной оперы Штрауса и Гофмансталя. Йозеф Геббельс предлагает Штраусу пост президента музыкальной Рейхскамеры –– госучреждения в национал-социалистическом правительстве, отвечавшего за продвижение «хорошей германской музыки». Будучи противником гитлеровской идеологии, Штраус соглашается в надежде использовать должность для защиты таких запрещенных композиторов, как Мендельсон, Малер и Дебюсси.
1934
1934
Первая постановка оперы «Электра» на Зальцбургском фестивале (режиссер Лотар Валлерштайн). Появление Штрауса на сцене вызывает абсолютный фурор среди публики:
ЗАЛЬЦБУРГ, Австрия, 17 августа 1934 г. Шквалом аплодисментов пополам с оглушительным свистом встретила фестивальная публика Рихарда Штрауса, вышедшего на сцену вместе с творческим ансамблем оперы «Электра».

Сквозь громкую реакцию аудитории, состоявшей во многом из зарубежных гостей со слабым пониманием политических игр внутри правительства национал-социалистов, на фестивале отчетливо ощущалось негодование австрийских музыкальных кругов. Многие не стеснялись объяснять выход Штрауса на сцену его чисто коммерческими соображениями: так, Венская государственная опера пригрозила исключить из репертуара все произведения композитора, согласившегося в прошлом году на гитлеровский пост, а сам Зальцбургский фестиваль всего несколько дней назад без объяснений заменил планируемое исполнение «Женщины без тени» на Моцарта – все это, как считают представители музыкальной индустрии Австрии, привело к резкому сокращению авторских отчислений Штраусу, вызвав у того серьезную обеспокоенность за свое финансовое положение.

Сам композитор никак не комментирует столь очевидный политический жест. Напомним, что несколькими неделями ранее руководство Зальцбургского фестиваля официально заявило, что по итогам встречи Рихарда Штрауса с канцлером Гитлером в Байройте, Германия, композитором принято решение не посещать Зальцбургский фестиваль; в качестве объяснения приводились пожилые годы и «некоторая общая усталость герра Штрауса». Штраус, выступавший одним из учредителей фестиваля, в прошлом году уведомил нацистскую ячейку Мюнхена о том, что любое их вмешательство в деятельность ведущего театрального смотра Австрии приведет к мгновенному отказу композитора работать на музыкальном празднике в Байройте, столь любимом Национал-социалистической партией Германии.

1935
1935
Гестапо перехватывает письмо Штрауса, адресованное писавшему либретто для оперы «Молчаливая женщина» Стефану Цвейгу, в котором композитор критикует национал-социалистов. Штраус вынужден подать в отставку; как следствие, «Молчаливая женщина», написанная евреем Цвейгом, быстро исчезает из репертуара германских театров сразу после премьеры.
1943
1943
Макс Рейнхардт, эмигрировавший в США в 1938 году, умирает в Нью-Йорке. Причина смерти –– длительная болезнь вследствие собачьих укусов.
1944
1944
На Зальцбургском фестивале готовится премьера предпоследней работы Штрауса «Любовь Данаи», сочиненной им по наброскам текстов Гуго фон Гофмансталя. Репетиции, как и сам фестиваль целиком, прекращаются в день генпрогона оперы: в Берлине в ходе «Операции «Валькирия» совершено покушение на Адольфа Гитлера.
1949
1949
После нескольких лет уединения в Швейцарии, а затем в своем летнем доме в Гармише, Рихард Штраус умирает в возрасте 85 лет. Последней крупной работой великого композитора стала опера «Каприччио» –– неторопливые размышления на тему, какой вид искусства важнее, поэзия или музыка –– вопрос, на который героиня оперы так и не сможет найти ответ.
Made on
Tilda