«Спасет ли этот мир красота?»
Да, это то не один из великих «блокбастеров» оперного репертуара, признаётся во время разговора с журналистами художественный руководитель Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер. «Идиот» ставился всего три раза: мировая премьера в Маннгейме в 2013 году, сокращенный вариант в Большом, да еще одна постановка в венском Театре ан дер Вин. Но еще во время своего пребывания на посту руководителя Wiener Festwochen Хинтерхойзер посвятил Мечиславу Вайнбергу отдельную концертную серию: по мнению интенданта, композитор, чья жизнь так символизирует собой катастрофы XX века, заслужил в музыкальной истории свое особое место.

«Идиот» – четвертая по счету работа Кшиштофа Варликовски в Зальцбурге. Слово «идиот», отмечает режиссер, имеет провокационный оттенок с уничижительным аспектом, в разных языках, в том числе и в русском. Достоевский, однако, создает в романе куда более сложный персонаж, чем просто обозначающее его ругательство; для него «идиот» – скорее ограничивающий «термин для пророческого персонажа, правдолюба с большей чувствительностью и особым даром, чем окружающие, видеть вещи снаружи, а не изнутри» – говорит Варликовски. У этого персонаже есть мифологическая способность вызывать чувство любви у одних людей – и что одновременно причинять зло другим. «Фигура аутсайдера несомненно имеет христианские коннотации. Мышкин, словно катализатор, сталкивает мир с самим собой, предвещая грядущие катастрофы», поясняет режиссер.

В «Идиоте» Мирга Гражините-Тила дебютирует за пультом Венского филармонического оркестра. В 2012 году в Зальцбурге она получила премию молодых дирижеров. На просьбу охарактеризовать музыку Вайнберга, Гражините-Тила отвечает так: «Музыка Вайнберга стремится поднять сложный мир Достоевского на другой, еще более сложный уровень. В то же время оперный формат способствует возвращению зрителя к самым простым истинам. По словам дирижера, Вайнберг невероятно работает с музыкой в этой опере. Например, он возвращается к системе Вагнера, при этом словно преумножая ее на несколько коэффициентов. Почти в каждом такте есть связи с другими мотивами оперы, с лейтритмом или лейтгармонией. Вся музыка «Идиота» содержит невероятное количество подтекстов, касающихся отношений персонажей друг с другом. Это удивительная опера, отмечает дирижер.

Богдан Волков неоднократно выступал на Зальцбургском фестивале, например, в прошлогоднем «Фальстафе» или в Cosi Fan Tutte 2020 года. «Для меня это самая большая роль на сегодняшний день, и это невероятный опыт. Я очень благодарен за поддержку со стороны оркестра и Мирги, ведь это опера не из легких», - говорит тенор о роли князя Льва Николаевича Мышкина. Характер князя воплощает в себе два эмоциональных аспекта – стремление к красоте как средству спасения мира, и сострадание как единственно верный закон человеческого существования. Страдания, пережитые самим Вайнбергом во время сталинского режима и Холокоста, придают этим двум понятиям невероятно глубокий смысл. «Особенно сейчас, в нашем разорванном пополам мире, эта история приобретает исключительное значение», – говорит Волков.

Отвечая на вопрос о том, как, по его мнению, сострадание отражено в характере князя Мышкина, Варликовски объясняет: «Природа человека ведь не в том, чтобы быть злым. После войны человечество всегда пытается достичь катарсиса, создать лучший мир. Но сейчас такое чувство, что мы только регрессируем. Мы движемся, если хотите, точно по линии между темнотой и ярким светом. Конечно, искусство часто используется в политических целях. Однако, оно необходимо, чтобы исцелить себя, обрести равновесие. Я уверен, что искусство помогает в этом».

Гражините-Тила также проводит параллели между князем Мышкиным и
самим Вайнбергом: «Как Мышкин приехал из Швейцарии на поезде, так и Вайнберг приехал в Москву». Вайнберг неоднократно в своих работах пытается выразить благодарность за то, что ему удалось выжить в ужасающей ситуации. В этом смысле неоднозначные жизненные пути Мышкина и самого Вайнберга имеют много общего», уверена дирижер. Она совершенно не считает недостатком тот факт, что у оперы почти нет постановочной истории, и что опера до сих пор ставилась крайне редко: «Да, для нас это большой вызов. Но отсутствие традиционных подходов придает большую свободу. Когда изучаешь произведение так интенсивно, как мы в последнее время, то понимаешь, что произведение само приводит тебя в самые неожиданные места». Даже на фоне более популярной оперы Вайнберга «Пассажирка», которой Гражините-Тила также дирижировала в этом году в Баварской опере, «Идиот» стоит особняком. Несмотря на мрачность текста Достоевского и обилие трагических событий в сюжете, в опере много светлых, юмористических элементов.

Варликовски сравнивает обе оперы следующим образом: «Пассажирка» – опера, которую Вайнберг писал для себя. Вайнберг должен был написать ее, чтобы примириться с прошлым. В «Идиоте» же Вайнберг пытается примириться с самим собой и своей собственной жизнью».
Made on
Tilda