— Афиша фестиваля богата интересными комбинациями. Вы специально заботитесь о том, чтобы, например, «Тоска» шла в соседние дни с оперой Ноно?
М. Х.: Иногда обстоятельства диктуют афишу, но, как художественный руководитель, я стараюсь создать своеобразную систему навигации. Я не должен оправдываться, объясняя, почему мы ставим «Тоску»: мы ставим ее потому, что убеждены — это фантастическая опера. Навигационная система работает на пробуждение интереса, на соблазнение людей новым опытом: открыть для себя новую музыку, понять, для чего она написана, что хочет сказать ее автор. Прекрасно, когда публика с разными пристрастиями смешивается на фестивале, но главное — заставлять людей думать, а их сердца — биться. Это провокация, но не скандал. Скандал — ничто.
— Для вас всегда важны пересечения между оперной и концертной программами. Есть ли они теперь, помимо присутствия сочинений Ноно в обеих?
М. Х.: Это не дидактическая система, я не университет и не хочу никому преподать урок. Мы продаем 235 тыс. билетов, и превратить фестиваль во что-то гомогенное можно, только создавая внутренние связи. Если ты достаточно открыт, ты увидишь, как сочинения взаимодействуют, говорят друг с другом. Я устал разделять. Мы не в зоопарке: тут дикие животные — тут домашние, тут современная музыка — тут ветераны. Это все — искусство.
— Тема цикла «Духовная увертюра» в этом году — мир (Pax). Советский Союз постоянно воевал, но главной идеей официальной риторики оставалась борьба за мир. А сейчас даже на официальном уровне больше говорят о войне, чем о мире...
— Главная миссия Зальцбургского фестиваля, его ДНК — проекты, говорящие о важности мира. Да, есть войны, бедность, но мы должны показать миру нечто иное. «Духовную увертюру» мы начинаем с «Мира на земле» Шёнберга и «Военного реквиема» Бриттена, написанного в память о разрушенном нацистами соборе Ковентри. В этом цикле будут «Different Trains» Стива Райха, где речь об идущих в Освенцим поездах, будут «Black Angels» Джорджа Крама, музыка Ренессанса, сочинения Монтеверди, Штокхаузена, а в конце — хрупкая и тихая пьеса Ноно «La lontananza nostalgica utopica futura» для скрипки и фонограммы, которая заканчивается в полной тишине, в ситуации утопии. Надеюсь, что цикл как целое получится красивым и поэтичным.
— Маркус, если посмотреть на концертную программу и на оперную, возникает впечатление, будто их составляли разные люди. В концертной ясно виден ваш почерк, тогда как оперную могли бы составить и другие интенданты, нет?
Х. Р-Ш.: Мы не один год обсуждали, какова должна быть программа столетия. Но это не значит, что в 2017, 2018 и 2019 годах следовало делать менее важные программы, чтобы в 2020 году все сказали — вот, наконец! Конечно, мы спрашивали себя, что будет лучше для 2020-го, и одним из первых стоял вопрос о заказе новой оперы. Но Маркус сказал: мы единственные, кто может исполнить шедевр Ноно так, как никто другой, давайте поставим «Intolleranza». Это его единственное сочинение, не звучавшее в Зальцбурге, и оно созвучно времени.
«Дон Жуан» — первая опера в истории фестиваля, и все ждут ее новой постановки. «Электра» — опера наших основателей. Честно говоря, я бы предпочла «Кавалера розы» как более австрийскую по духу, но мы недавно ее ставили. «Дон Паскуале» был первой немоцартовской оперой на фестивале. Да, мы ставим их вновь, но в новом сочетании. Успех Маркуса в том, что он всегда находит неожиданные комбинации.