Париж обескровлен. Если взглянуть на афиши предстоящего музыкального сезона, такой вывод напрашивается сам собой. Забастовки против пенсионной реформы, начавшиеся осенью прошлого года и продлившиеся едва ли не до февраля года нынешнего, сменились пандемией коронавируса, ставшей абсолютной трагедией для всей мировой музыкальной индустрии. Но французская столица, кажется, пострадала сильнее всех: в одной только Парижской национальной опере на конец марта
насчитали убытков на 30 миллионов евро – и это до того, как мировые театры были вынуждены отменить остаток театрального сезона и заморозить будущие премьерные планы.
Отголоски annus horribilis явственно чувствуются в планах парижских институций сезона 20/21. Директор Парижской оперы Стефан Лисснер, летом 2021 года покидающий главный французский театр ради директората в неаполитанском Театро Сан-Карло, уходит на безрадостной ноте. Уже сейчас очевидно, что в ноябре из-за нехватки репетиционного времени и логистической невозможности собрать столько вагнеровских суперзвезд в Опере не случится
«Кольца Нибелунгов». Без особой огласки отменены и запланированные на начало сезона
«Семь смертей Марии Каллас» Марины Абрамович (незадолго до этого и Баварская опера не без шумихи
была вынуждена отказаться от этого оперного винегрета сербской художницы). Кроме того, Лисснер был вынужден срочно затыкать многочисленные бюджетные дыры, в результате чего сезон недосчитался еще трех больших премьер, в том числе дорогостоящей
«Енуфы» с Асмик Григорян.
«Побитыми» выглядят и две другие парижские оперные сцены – Шатле и Театр Елисейских полей. Первый вообще не представит
в следующем сезоне ни одной собственной оперной премьеры. Программа второго полностью
отдана рециталам и сольным концертам, с редкими вкраплениями импортных постановок вроде «Мессии» Уилсона, прозвучавшей ранее в Зальцбурге, или мюнхенской «Саломеи».
И тем не менее, в будущем году Париж остается местом паломничества для европейских меломанов. Редакция operasociety.moscow выбрала шесть причин поехать в столицу Франции за музыкальными переживаниями. Данная статья станет первой в серии публикаций, посвященных планам крупнейших европейских оперных театров в сезоне 2020/2021.