новый сезон
Париж 2020/2021
Париж обескровлен. Если взглянуть на афиши предстоящего музыкального сезона, такой вывод напрашивается сам собой. Забастовки против пенсионной реформы, начавшиеся осенью прошлого года и продлившиеся едва ли не до февраля года нынешнего, сменились пандемией коронавируса, ставшей абсолютной трагедией для всей мировой музыкальной индустрии. Но французская столица, кажется, пострадала сильнее всех: в одной только Парижской национальной опере на конец марта насчитали убытков на 30 миллионов евро – и это до того, как мировые театры были вынуждены отменить остаток театрального сезона и заморозить будущие премьерные планы.

Отголоски annus horribilis явственно чувствуются в планах парижских институций сезона 20/21. Директор Парижской оперы Стефан Лисснер, летом 2021 года покидающий главный французский театр ради директората в неаполитанском Театро Сан-Карло, уходит на безрадостной ноте. Уже сейчас очевидно, что в ноябре из-за нехватки репетиционного времени и логистической невозможности собрать столько вагнеровских суперзвезд в Опере не случится «Кольца Нибелунгов». Без особой огласки отменены и запланированные на начало сезона «Семь смертей Марии Каллас» Марины Абрамович (незадолго до этого и Баварская опера не без шумихи была вынуждена отказаться от этого оперного винегрета сербской художницы). Кроме того, Лисснер был вынужден срочно затыкать многочисленные бюджетные дыры, в результате чего сезон недосчитался еще трех больших премьер, в том числе дорогостоящей «Енуфы» с Асмик Григорян.

«Побитыми» выглядят и две другие парижские оперные сцены – Шатле и Театр Елисейских полей. Первый вообще не представит в следующем сезоне ни одной собственной оперной премьеры. Программа второго полностью отдана рециталам и сольным концертам, с редкими вкраплениями импортных постановок вроде «Мессии» Уилсона, прозвучавшей ранее в Зальцбурге, или мюнхенской «Саломеи».

И тем не менее, в будущем году Париж остается местом паломничества для европейских меломанов. Редакция operasociety.moscow выбрала шесть причин поехать в столицу Франции за музыкальными переживаниями. Данная статья станет первой в серии публикаций, посвященных планам крупнейших европейских оперных театров в сезоне 2020/2021.

«Ифигения в Тавриде»
Номинально не премьера, эта постановка Кшиштофа Варликовского сезона 2016/17 возвращается на историческую сцену Опера Гарнье в сильнейшем составе с Вероник Женс в партии Ифигении и Томасом Хенгельброком, одним из ведущих специалистов в области аутентичного исполнительства, дирижировавшим «Медеей» на прошлогоднем Зальцбургском фестивале. Сентябрьские даты показов могут показаться сейчас чрезмерно оптимистичными, так что следим за расписанием. // Парижская национальная опера, 14.09.-13.10.2020
«Аида»
Главный блокбастер в последней программе Стефана Лисснера для Парижской оперы. Любопытно, что предыдущая «Аида» в постановке Оливье Пи, побившая, кажется, все рекорды по количеству золота на сцене, не продержалась в театре и семи лет. На бумаге новая версия 36-летней уроженки Нидерландов Лотте де Бир звучит как очередное пост-колониальное переосмысление истории эфиопской рабыни, но расчет Лисснера отчасти идет на квартет Йонас Кауфманн – Элина Гаранча – Сондра Радвановски – Людовик Тезье (для Кауфманна и Гаранча премьера станет дебютом в ролях Радамеса и Амнерис). Тем не менее, взгляд де Бир должен быть как минимум оригинальным – не каждый театральный режиссер в столь юном возрасте удостаивается персонального профайла в The New York Times. // Парижская национальная опера, 09.02.-27.03.2021
Димитрис Папаиоанну
Театралы с особым вниманием следят за карьерой грека. Премьера спектакля Since She для Танцтеатра Пины Бауш в 2018 году закрепила за Димитрисом Папаиоанну статус the next best thing, и пока фанаты ожидают его дебюта в оперной режиссуре, остается «довольствоваться» его хореографическими работами. Премьера нового (пока безымянного) спектакля Папаиоанну должна была состояться в ближайшие дни в Афинах, а затем летом в рамках Авиньонского фестиваля, но из-за пандемии Театру Шатле досталось почетное «право первой ночи». // Театр Châtelet, 27.-30.01.2021
Курентзис/musicAeterna
Пока парижане ждут обещанных Теодором Курентзисом «дягилевских» сезонов – инкарнация Дягилевского фестиваля из Перми на базе Театра Шатле была заявлена на зиму 2021 года – маэстро вспомнил про «хорошо забытое старое» и решил привезти во французскую столицу свою десятилетней давности программу Рамо «Звук света». В свое время «Ведомости» писали о Рамо a-la Currentzis так: «На бис [...] дирижер завладевает барабаном и уводит оркестр со сцены, оставляя слушателя в недоумении – был ли то ночной набег индейцев или все же концерт академической музыки». Французы будут удивлены. // Парижская филармония, 08.02.2021
«Пиковая дама»
Долгожданная премьера от главного российского режиссера. От основного состава голосов смешанные чувства (хорошо известно, как не говорящие на русском европейские звезды коверкают русские оперы, достаточно вспомнить болезненную для российского уха «Пиковую даму» Ханса Нойенфельса на Зальцбургском фестивале 2018 года), но заявленная на роль Лизы Асмик Григорян обещает стать большим событием. Сам Дмитрий Черняков так отозвался о предстоящей постановке: «Если не ставить «Пиковую даму» в Петербурге, по месту рождения, то точнее Парижа места нет. Так как эта опера связана с Францией, с Версалем, в ней очень много франкофонности Чайковского. Я этого названия всю жизнь боялся, мне казалось, что я еще не готов, недостаточно умен, не справлюсь, и надо еще ждать и ждать. В разное время даже три театра просили меня поставить «Пиковую», но я всегда увиливал. В 2021 году мне будет уже 51, и я подумал, что, наверное, пора». До премьеры еще год, но билетов уже почти не осталось. // Парижская национальная опера, 22.05.-12.06.2021
«Фауст»
Редакция operasociety.moscow познакомилась с творчеством молодого немецкого режиссера Тобиаса Кратцера на премьерном показе малоизвестной оперы «Карлик» фон Цемлинского (Дойче Опер Берлин) в марте 2019 года – и с тех пор следит за его карьерой самым пристальным образом. Благо, Кратцер с оперных радаров не пропадает: вслед за сенсационным успехом его «Тангейзера» в Байройте – теперь и дебют на престижнейшей сцене Парижской оперы. В главных партиях – Ильдар Абдразаков, Бенджамин Бернхайм, Мишель Лозье. // Парижская национальная опера, 12.03.-21.04.2021
Made on
Tilda