Призыв к человечности в мире,
помеченном эгоизмом
Этим летом Зальцбургский фестиваль впервые представляет в рамках своей программы четырехактную оперу Богуслава Мартину «Греческие пассионы». Либретто композитора основано на романе Никоса Казанцакиса «Христос Отверженный». Сюжет его остается актуален по сей день, и параллели с современными событиями не могут быть не замечены: жители греческой деревни празднуют Пасху. Священник Григорис сообщает им, кто из них выбран для участия в праздничном спектакле в наступающем году. Вскоре после этого общину разрывает внезапное прибытие группы истощенных беженцев, которые просят помощи и убежища у богатой деревни. Это событие либо сводит христианские ценности жителей к пустой болтовне, либо становится движущей силой их действий. Конфликт между теми, кто поддерживает беженцев, и теми, кто против них, доходит до такой драматической точки, что история пасхального спектакля, задуманная как театральное представление, трагически разыгрывается в реальности. Пропагандирующие гуманность, сочувствие и милосердие жители деревни, главным из которых является пастух Манолиос, неизбежно сталкиваются с властными структурами пресыщенного общества, опасающегося за свой status quo.

Сам Мартину на себе испытал судьбу людей, лишившихся родины: он родился в приграничных районах Богемии и Моравии в 1890 году. Будучи композитором-самоучкой он начал заниматься у Йозефа Сука в 1922 году, а в 1923 году переехал в Париж, где учился у Альбера Русселя. Он оставался во Франции в течение 17 лет, знакомясь с французской музыкой, ее ясностью, упорядоченностью и уравновешенностью.

В середине 1920-х годов Мартину познакомился с «Шестеркой» (Les Six), джазом, Игорем Стравинским и др. В 1930-е годы основное влияние на композиторскую деятельность Мартину оказал неоклассицизм. После оккупации Парижа нацистами Мартину сначала бежал на юг Франции (Экс-ан-Прованс), а оттуда в 1941 г. при поддержке швейцарских друзей эмигрировал в США. В 1952 г. он получил американское гражданство. Несмотря на то, что после войны Мартину был назначен профессором Пражской консерватории, коммунистическое правительство, навязанное Сталиным, не позволило ему вернуться на родину. В 1953 г. Мартину снова переехал в Европу. Первоначально он поселился во Франции, но в 1956 году переехал в Швейцарию, где и провел свои последние годы. На родину он так и не вернулся.

За столетнюю историю Зальцбургского фестиваля на нем состоялся целый ряд премьер Богуслава Мартину. Так, в 1956 году прошло первое исполнение оркестрового сочинения «Фрески Пьеро делла Франческа» (Венский филармонический оркестр под управлением Рафаэля Кубелика); в 1959 году состоялась премьера Нонета для флейты, гобоя, кларнета, фагота, рожка, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (в исполнении ансамбля «Чешский нонет»). Всего же с 1950 года произведения Мартину прозвучали в общей сложности на 19 концертах Зальцбургского фестиваля.
Made on
Tilda